государственный пожарный надзор

Федеральным законом предусматривается право контролируемого лица обратиться с заявлением о проведении в отношении этого лица профилактического визита.

Правительство установило возможность проведения плановых проверок до 2030 года только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска причинения вреда, а также опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений II класса опасности.

Также постановлением продлена возможность проведения профилактических визитов в отношении образовательных учреждений – школ, детских садов (в случае отнесения их объектов контроля к категории чрезвычайно высокого или высокого риска) – вместо плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Внесены изменения в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре

Постановлением Правительства РФ от 17.04.2024 N 485 внесены соответствующие изменения в постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 290.

Основная часть изменений связана с порядком осуществления федерального государственного пожарного надзора в режиме постоянного государственного контроля (надзора).

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности” федеральный государственный пожарный надзор осуществляется:

– Органами государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе государственными учреждениями указанного федерального органа исполнительной власти;

– На объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, – подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и соответствующих органов управления, а также их государственными учреждениями.

Координацию деятельности органов государственного пожарного надзора в федеральных органах исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, к ведению которых относятся вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, осуществляет заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, – главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору.

Положение о федеральном государственном пожарном надзоре утверждено постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290.

Предметом госнадзора является:

– Соблюдение контролируемыми лицами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;

– Соблюдение контролируемыми лицами требований в отношении видов продукции, установленных ТР ТС 006/2011 “О безопасности пиротехнических изделий”, ТР ЕАЭС 043/2017 “О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения” и Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”.

Органы государственного пожарного надзора, подразделения государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:

– Обеспечивают учет объектов надзора, организуют и проводят контрольные (надзорные) мероприятия, принимают соответствующие решения;

– Осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;

– Осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

– Рассматривают обращения и жалобы контролируемых лиц по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

– Осуществляют профилактику рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности;

– Рассматривают в установленном порядке жалобы на решения, действия (бездействие) органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц;

– Участвуют в проверках объектов надзора, проводимых органами прокуратуры в порядке, установленном Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”, дают пояснения и представляют информацию в рамках своей компетенции, готовят мотивированные предложения о непринятии расчетов пожарного риска в орган прокуратуры, а также получают для ознакомления документы, сведения и материалы, касающиеся предмета соответствующей проверки, организованной органом прокуратуры;

– оказывают государственные услуги и осуществляют разрешительные функции в рамках предоставленных полномочий.     

Права, обязанности и ответственность инспекторов по пожарному надзору при осуществлении надзорной деятельности предусмотрены в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290.     

Права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного пожарного надзора установлены в Федеральном законе от 31.07.2020 N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”.

Вред (ущерб), причиненный контролируемым лицам решениями контрольного (надзорного) органа, действиями (бездействием) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, признанными в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Вред (ущерб), причиненный контролируемым лицам правомерными решениями контрольного (надзорного) органа, действиями (бездействием) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.     

Обращаем внимание, что Федеральным законом предусматривается право контролируемого лица обратиться с заявлением о проведении в отношении этого лица профилактического визита.   

Мораторий на проверки малого бизнеса продлен до 2030 год  

Правительство установило возможность проведения плановых проверок до 2030 года только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска причинения вреда, а также опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений II класса опасности.

Также постановлением продлена возможность проведения профилактических визитов в отношении образовательных учреждений – школ, детских садов (в случае отнесения их объектов контроля к категории чрезвычайно высокого или высокого риска) – вместо плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

С 1 июня 2023 года на МЧС России возложены полномочия по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом установленных техническими регламентами ЕАЭС требований к безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Реформа КНД: Закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле подписан Президентом РФ

Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” предусмотрена возможность независимой оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, проводимой организациями, независимыми от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции.

При подтверждении соблюдения обязательных требований независимый орган инспекции выдает контролируемому лицу заключение о подтверждении соблюдения обязательных требований. К заключению прилагается полный перечень обязательных требований, прошедших оценку, с указанием нормативных документов, устанавливающих данные требования.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемого лица в течение срока действия заключения о соответствии не проводятся (если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля).

Нормативное регулирование проверок ГПН

Закон тесно связан с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”.

Особенности организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора установлены в ст.6 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности”.

В письме МЧС России от 06.08.2012 N 19-3-1-3170 представлены образцы, используемые МЧС России при осуществлении проверок и административно-правовой деятельности.

Предмет федерального государственного пожарного надзора определен в  ст.6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности”.

Предметом федерального государственного пожарного надзора являются:
1) соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;
2) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании”.
Права должностных лиц органов ГПН при осуществлении проверки приведены в пунктах 12-25 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.

Обязанности должностных лиц органов ГПН при осуществлении проверки содержатся в пункте 27 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.

Основанием для включения планового контрольного (надзорного) мероприятия в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий является истечение в году проведения контрольного (надзорного) мероприятия установленной периодичности с даты:

1) ввода объекта надзора в эксплуатацию;

2) окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия.

Плановое контрольное (надзорное) мероприятие планируется в отношении контролируемых лиц, указанных в Едином государственном реестре недвижимости, а в многоквартирных жилых домах – в отношении организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, определенной в соответствии с жилищным законодательством.

О проведении контрольного (надзорного) мероприятия контролируемые лица уведомляются в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”, посредством заблаговременного направления копии распоряжения (решения) о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресам электронной почты контролируемых лиц, если такие адреса содержатся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее были представлены в орган государственного пожарного надзора (подразделение государственного пожарного надзора), и (или) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения.

О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются.

Оформление акта контрольного (надзорного) мероприятия производится по месту нахождения органа государственного пожарного надзора, проводившего контрольное (надзорное) мероприятие.

Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:
– для категории чрезвычайно высокого риска – инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в год;
– для категории высокого риска – инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 2 года;

– для категории значительного риска – инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 3 года;

– для категории среднего риска – инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 5 лет;
– для категории умеренного риска – инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 6 лет.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении:

– объектов, отнесенных к категории низкого риска;

– объектов постоянного государственного надзора.

Проверочные листы утверждены приказом МЧС России от 09.02.2022 N 78.

 

Виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий

Инспекционный визит

Рейдовый осмотр

Выездная проверка

В ходе проведения инспекционного визита могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

– осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);

– опрос;

– получение письменных объяснений;
– инструментальное обследование;
– Истребование документов, которые в соответствии с требованиями пожарной безопасности должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.

В ходе проведения рейдового осмотра и выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
– осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);

– опрос;

– получение письменных объяснений;

– истребование документов;

– отбор проб (образцов);
– инструментальное обследование;

– испытание;

– экспертиза.     

     

Виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий

Инспекционный визит

Рейдовый осмотр

Выездная проверка

 

Документарная проверка

 

 

Выборочный контроль

В ходе проведения инспекционного визита могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

– осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);

– опрос;

– получение письменных объяснений;

– инструментальное обследование;

– Истребование документов, которые в соответствии с требованиями пожарной безопасности должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.

В ходе проведения рейдового осмотра и выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

– осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);

– опрос;

– получение письменных объяснений;

– истребование документов;

– отбор проб (образцов);

– инструментальное обследование;

– испытание;

– экспертиза.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

– получение письменных объяснений;

– истребование документов.

Предмет выборочного контроля – исключительно соблюдение контролируемыми лицами требований в отношении продукции, установленных техническими регламентами.

В ходе проведения выборочного контроля могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

– осмотр;

– получение письменных объяснений;

– истребование документов;

– отбор проб (образцов);

– инструментальное обследование;

– испытание;

– экспертиза.

Вопросы, касающиеся привлечения экспертов, регламентированы приказом МЧС России от 02.10.2023 N 977 “Об аттестации экспертов, привлекаемых МЧС России и его территориальными органами к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора)”.

Перечень видов экспертиз, для проведения которых МЧС России требуется привлечение экспертов:
1. Экспертиза при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в области гражданской обороны.     
2. Экспертиза при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3. Экспертиза при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности.

Также приказом МЧС России от 02.10.2023 N 977 утверждены:

– Критерии аттестации экспертов, привлекаемых МЧС России и его территориальными органами к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора);

– Состав административных процедур, проводимых территориальными органами МЧС России при аттестации экспертов, привлекаемых МЧС России и его территориальными органами к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), включая сроки их проведения;
Правила формирования и ведения реестра экспертов, привлекаемых МЧС России и его территориальными органами к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора);

– Положение об аттестационной комиссии территориального органа МЧС России по проведению квалификационного экзамена для граждан, претендующих на получение аттестации экспертов, привлекаемых МЧС России и его территориальными органами к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора).

Органы государственного пожарного надзора осуществляют профилактику пожаров в форме профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности.

Органами государственного пожарного надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

– информирование;

– объявление предостережения;

– консультирование;

– профилактический визит;

– обобщение правоприменительной практики.

Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется в ходе профилактических визитов, а также контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие с контролируемыми лицами.

Консультирование по обращениям контролируемых лиц и их представителей проводится в части:

– разъяснения вопросов, связанных с организацией и осуществлением федерального государственного пожарного надзора и обеспечения пожарной безопасности;

– разъяснения прав и обязанностей контролируемых лиц.

Консультирование проводится в устной форме, за исключением случаев, когда контролируемое лицо письменно заявляет о направлении ему письменного ответа.

Проведение обязательных профилактических визитов предусматривается в отношении:

1) объектов надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска;

2) объектов, на которых осуществляется деятельность в сфере дошкольного и общего образования, детских лагерей, предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи вне зависимости от присвоенной категории риска не позднее чем в течение одного года с даты получения информации о начале осуществления их деятельности либо вводе объекта в эксплуатацию.

Профилактический визит проводится должностными лицами органов государственного пожарного надзора в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица.
Срок проведения профилактического визита не может превышать один рабочий день.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется:

– о требованиях, предъявляемых к объекту надзора, соответствию объекта надзора критериям риска;

– об основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска;

– о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий.

По результатам профилактического визита в течение 5 рабочих дней с даты проведения должностным лицом органа государственного пожарного надзора оформляется и вручается под роспись контролируемому лицу (направляется в установленном порядке) экземпляр листа профилактической беседы, содержащий информацию, доведенную до контролируемого лица в ходе профилактического визита.

В ходе профилактического визита может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов надзора к категориям риска.

Профилактический визит и консультирование могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора и подразделений государственного пожарного надзора за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, установлена в пунктах 1214 статьи 19.5 КоАП РФ.

До 2030 года многие контрольные (надзорные) мероприятия (далее – КНМ) будут заменены профилактическими визитами в соответствии с реформой контрольно-надзорной деятельности, а также положениями Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 N 336 “Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля” (далее – Постановление N 336)

Профилактический визит – один из видов профилактических мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”.


Профвизит может проводиться инспектором в форме профилактической беседы:

1) по месту осуществления деятельности эксплуатирующей организации;

2) посредством видео-конференц-связи.

Какие цели преследует инспектор, проводя профилактический визит? Целью проведения профвизита является информирование организаций:

1. Об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности либо к принадлежащим им объектам контроля, их соответствии критериям риска.

2. Об основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска.

3. О видах, содержании и интенсивности проводимых контрольных (надзорных) мероприятий, зависящих от категории риска.

 

     

Виды профвизитов

     

Обязательные

Проводятся в отношении:

1) организаций, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере;

2) объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска

     

Добровольные

Проводятся по заявлениям, поступившим от организаций.

Решения по таким заявлениям должны приниматься проверяющим органом в течение 10 рабочих дней с даты их регистрации

   

Основания, по которым может быть отказано в проведении добровольного профвизита

Поступление от организации уведомления об отзыве заявления о проведении профвизита

В течение 2 месяцев до даты подачи заявления о проведении профвизита проверяющим органом принято решение об отказе в проведении профвизита

В течение 6 месяцев до даты подачи заявления проведение профвизита было невозможно в связи с отсутствием организации по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями или бездействием проверяющего органа, повлекшими невозможность проведения профвизита

Заявление о проведении профвизита, поданное организацией, содержит нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц проверяющего органа либо членов их семей

Профилактическая беседа, которая проводится в ходе профвизита, может сопровождаться:

1) консультированием;

2) сбором сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к той или иной категории риска.

 

Важно помнить, что:

1. При проведении профвизитов не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований.

2. Разъяснения, полученные в ходе профвизитов, носят рекомендательный характер.

3. Если объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда или ущерба охраняемым законом ценностям либо соответствующий вред или ущерб уже причинен, инспектор направит информацию об этом в проверяющий орган для принятия дальнейшего решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Профилактические визиты: общие положения

     

Сроки проведения профвизитов

     

Обязательные профвизиты

Организация:

– должна быть уведомлена о проведении профвизита не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения;

– может отказаться от проведения профвизита, уведомив об этом проверяющий орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения

     

Добровольные профвизиты

В случае принятия решения о проведении профвизита по заявлению организации проверяющий орган в течение 20 рабочих дней должен:

– согласовать дату проведения профвизита;

– обеспечить включение профвизита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

 

На период до 2030 года:

1. Обращения организаций по вопросам консультирования и проведения профвизитов могут направляться с помощью Единого портала госуслуг и должны рассматриваться проверяющим органом в течение 10 рабочих дней со дня их регистрации.

2. Профвизит может заменить проведение плановых проверок.

До 2030 года плановые контрольные (надзорные) мероприятия и плановые проверки могут проводиться только в отношении объектов контроля, отнесенных к:

1) категориям чрезвычайно высокого и высокого риска;

2) ОПО II класса опасности и ГТС II класса.

3. В отношении организаций могут проводиться профвизиты, не предусматривающие возможность отказа от их проведения.

Действия либо бездействие должностных лиц МЧС России и его территориальных органов, а также принятые ими решения могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке.

Жалоба подлежит рассмотрению в срок не позднее 15 рабочих дней со дня ее регистрации.

Отдельные особенности проведения профвизитов предусмотрены в отношении государственных и муниципальных учреждений, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска:

1) учреждения дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования;

2) учреждения образовательных организаций высшего образования;

3) учреждения, осуществляющие деятельность в области здравоохранения, социального обслуживания и общественного питания детей (организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных и медицинских услуг).

МЧС России проводит профилактические визиты в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре".

Фактически, инспекторами МЧС России до 2030 года могут проводиться следующие виды профилактических визитов, каждый из которых имеет свои особенности и основания:

Обязательный профилактический визит – для вновь построенных объектов (cтатья 52 N 248-ФЗ и пункт 47 Постановления N 290).

“Необязательный” профилактический визит – для любых объектов (п.45 Постановления N 290).
Профилактический визит взамен плановых КНМ – до 2030 года (п.11(4) Постановления N 336).
Профилактический визит, проводимый по поручениям – до 2030 года (п.11(5) Постановления N 336).

“Добровольный” профилактический визит (п.11(3) Постановления N 336).
В нормативных документах каждый из них назван одинаково – профилактический визит, однако у каждого из них есть свои особенности.        

Проведение профвизитов на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области предусмотрено до 1 января 2028 года.

Профвизиты должны проводиться с учетом программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.     

По результатам профвизита в течение 5 рабочих дней со дня его проведения в адрес эксплуатирующей организации должен быть направлен экземпляр листа профилактической беседы, содержащий информацию, доведенную до контролируемого лица.

Решения о проведении МЧС России контрольных (надзорных) мероприятий на основании информации, полученной по результатам профвизитов, не могут применяться по 31 декабря 2026 года

Приказом Минприроды России от 01.04.2022 N 244 правила установлены в целях:

а) организации руководства работами по тушению лесных пожаров;

б) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров;

в) организации межведомственного взаимодействия при выполнении работ по тушению лесных пожаров.  

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2524 внесены изменения в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736.

Изменениями предусмотрено, что с 1 января 2023 года Рослесхоз осуществляет:

– обеспечение сбора в автоматическом режиме данных сводных планов тушения лесных пожаров и размещение соответствующих сведений с использованием геоинформационной системы на своем официальном сайте в сети Интернет;

– размещение на публичной лесной карте данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.

Положение о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах утверждено постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476.

Государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юрлицами, их руководителями и иными должностными лицами, ИП и гражданами требований пожарной безопасности в лесах, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Государственный пожарный надзор в лесах осуществляют следующие органы государственного надзора:

Общие положения

     

 

Орган контроля

Сфера ответственности (надзора)

1.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), его территориальные органы и подведомственные ему государственные учреждения

В лесах, расположенных на землях лесного фонда, в отношении лесничеств и лесопарков, в случае, когда соответствующие полномочия не переданы органам исполнительной власти субъектов РФ или когда такие полномочия изъяты у органов государственной власти субъектов РФ, а также в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности

2.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ и их подведомственные учреждения

В случае передачи субъектам РФ полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)

Предметом проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан является соблюдение ими обязательных требований.

Требования пожарной безопасности в лесах содержатся в статьях 53 и 53_1 ЛК РФ, Правилах пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614, а также в постановлении Правительства РФ от 16.04.2011 N 281 “О мерах противопожарного обустройства лесов”.

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 утвержден Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход. При осуществлении этих видов надзора периодичность плановых проверок может быть другой.

Пожарный надзор в лесах в Перечень не включен (при этом в Перечень входит федеральный государственный пожарный надзор).

Таким образом, периодичность проверок пожарного надзора в лесах в настоящий момент составляет не чаще 1 раза в 3 года.

 

Проверяющие при проведении плановой проверки обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов). В проверочных листах содержатся вопросы, затрагивающие предъявляемые к юрлицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Приказ Рослесхоза от 31.01.2022 N 29 “Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральным агентством лесного хозяйства, его территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, федерального государственного лесного контроля (надзора) в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации”.

Перечень исчерпывающих оснований для проведения внеплановой проверки содержится в части 2 статьи 10 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

Мероприятия по контролю проводятся должностными лицами органов государственного надзора при патрулировании лесов в целях выявления и пресечения нарушений юрлицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, а также в целях участия в обеспечении мер по устранению последствий выявленных нарушений в порядке, установленном соответственно Минприроды России уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Информация о результатах проведенных проверок размещается на официальных сайтах проверяющих органов.

Отдельные формы (отчеты), проверяемые при осуществлении пожарного надзора в лесах.

Общие положения

Отчетность, проверяемая при осуществлении пожарного надзора в лесах

     

Название формы (отчета)

Сроки предоставления

Периодичность предоставления

Отчет об использовании лесов

Не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом

Ежемесячно при использовании лесов в целях заготовки древесины, а также при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений.

Ежегодно при использовании лесов без осуществления рубки лесных насаждений гражданами, осуществляющими заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений

Отчет об охране лесов от пожаров

Не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом

Ежеквартально при использовании лесов, а также осуществлении мероприятий по охране лесов от пожаров.

Ежегодно, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по охране лесов от пожаров

Отчет о защите лесов

Не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом

Ежеквартально при использовании лесов, а также осуществлении мероприятий по защите лесов.

Ежегодно, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом не предусмотрены рубки лесных насаждений, связанные с осуществлением мероприятий по защите лесов

Отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении

Не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом

Ежеквартально при осуществлении мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению.

Ежегодно, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом не предусмотрены мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению