БЛОК №29. КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД.

Данный блок на редактировании..Ожидается запись курса..

Обзор изменений в Законе № 44-ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2025 г.

Каждый год под бой курантов Закон № 44-ФЗ становится лучшей версией себя, и 1 января 2025 г. не исключение: с указанной даты вступили в силу масштабные поправки к основному нормативному правовому акту, регламентирующему осуществление закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Задача предлагаемого материала — показать, как именно изменился правовой ландшафт контрактной системы с наступлением 2025 года.

Изменения, касающиеся импортозамещения

С 1 января 2025 г. вступили в силу положения Федерального закона от 08.08.2024 № 318-ФЗ (далее — Закон № 318-ФЗ), реформирующие национальный режим в сфере закупок. С этой даты применяются в новой редакции «профильная» ст. 14 Закона № 44-ФЗ, а также все остальные нормы, касающиеся актов импортозамещения.

1. Отныне в ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ сформулировано, что под национальным режимом в сфере закупок понимается режим, обеспечивающий иностранным товарам, работам и услугам (далее — ТРУ) «равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином или российским юридическим лицом». Исключения — это случаи, когда Правительством РФ установлен запрет или ограничение закупки иностранных ТРУ либо преимущество в отношении российских ТРУ. Эти меры заказчикам хорошо знакомы по опыту прежних лет, но по ряду параметров существенно от них отличаются.

2. Запрет закупки иностранных ТРУ означает невозможность приобретения ТРУ, происходящих не из стран-участниц ЕЭАС (знак равенства между российскими ТРУ и ТРУ, происходящими из других стран-участниц ЕАЭС, поставлен в ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Новая редакция ст. 14 Закона № 44-ФЗ содержит отдельные, хотя и сходные по смыслу нормы для запрета закупки иностранных товаров (п. 1 ч. 4) и для запрета закупки работ и услуг, выполняемых либо оказываемых иностранными лицами (п. 1 ч. 5).

Законодательно закреплено, что:

  • подпадающие под запрет иностранные ТРУ не могут быть предметом в т. ч. закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

  • при исполнении контракта на поставку товара, подпадающего под запрет, не допускается замена такого товара на иностранный.

Произошла реформа оснований для отклонения заявок в связи с применением запрета закупки иностранных ТРУ. До 1 января 2025 г. заказчики успели привыкнуть, что:

  • при применении ограничений допуска заявки с предложениями о поставке иностранных ТРУ отклоняются по п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ;

  • в случае отсутствия в заявке документов и сведений, подтверждающих страну происхождения товара, в отношении которого установлен запрет, применяется п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ.

С 1 января 2025 г. на основании п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ по-прежнему будут отклоняться заявки, не содержащие документов и сведений, подтверждающих страну происхождения товара, в отношении которого установлен запрет. Вместе с тем появится ряд ситуаций, когда применение запрета потребует отклонения заявки по п. 4 (а не по п. 5) ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ. Например:

1) участник закупки предложил к поставке программное обеспечение (далее — ПО), российское или евразийское происхождение которого подтверждено реестровой записью в соответствующем реестре Минцифры России, однако другой участник предложил к поставке не просто российское/евразийское ПО, а еще и такое, которое соответствует дополнительным требованиям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 23.03.2017 № 325 (в этом случае заявка с предложением «просто российского ПО» приравнивается к заявкам с предложениями о поставке иностранного ПО в силу ч. 6 ст. 27 Закона № 44-ФЗ);

2) участник закупки работ или услуг, подпадающих под запрет, оказался иностранным лицом (п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ в этом случае неприменим, т. к. в нем речь идет исключительно о ситуации отсутствия документов и сведений, подтверждающих страну происхождения подпадающих под запрет товаров);

Если при осуществлении закупки устанавливался запрет на закупку иностранных товаров, то при исполнении контракта не допускается замена товара на иностранный.

3. Ограничения закупки иностранных товаров с 1 января 2025 г. срабатывают исключительно по принципу «второй лишний», т. е. заявки с предложениями иностранных ТРУ будут отклоняться по п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ при наличии хотя бы одного российского или евразийского предложения, полностью соответствующего требованиям извещения о закупке.

При этом в силу ч. 6 ст. 27 Закона № 44-ФЗ предложения о поставке российских или евразийских товаров при применении ограничений тоже могут быть приравнены к предложениям о поставке иностранных товаров, если поступит предложение о поставке «наиболее российского товара» (т. е. в наибольшей степени удовлетворяющего требованиям, которые предъявляются в целях его отнесения к российской промышленной продукции). Например, при если на участие в закупке отдельных видов радиоэлектронной продукции поступит предложение о поставке радиоэлектронной продукции первого уровня.

Кроме того, законодательно запрещено при исполнении контракта производить замену товара на иностранный, если по результатам закупки товара, подпадающего под ограничение, был заключен контракт на поставку товара российского происхождения. Таким образом, данный запрет больше не привязан к срабатыванию ограничения (отклонению заявок с предложениями о поставке иностранных товаров при наличии заявки на поставку российского товара).

4. Вместо «условий допуска иностранных товаров к участию в закупках», которые были утверждены утратившим силу с 1 января 2025 г. приказом Минфина России от 04.05.2018 № 126н (далее — Приказ № 126н), с 1 января 2025 г. Правительство РФ вправе устанавливать «преимущество в отношении товаров российского происхождения (в т. ч. поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами». Как следует из абз. 4 п. 1 постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875, пока что такое право реализовано Правительством РФ исключительно в отношении российских товаров (любых!), но не работ или услуг.

Преимущество в отношении российских товаров значительно отличается от ранее действовавших условий допуска иностранных товаров (см. табл. 1).

Параметр

Условия допуска

Преимущество

Размер преимущества

15%-ное преимущество для товаров из приложения № 1, 20%-ное преимущество для товаров из приложения № 2

15%-ное преимущество для любых российских товаров

Принцип применения

При проведении конкурса и запроса котировок ценовое предложение участников, предложивших российские товары, снижалось на 15 (20) % для целей сопоставления с предложениями о поставке иностранных товаров. При проведении электронного аукциона победитель, предложивший к поставке иностранные товары, получал контракт с ценой, сниженной на 15 или 20 %, если кто-то из других участников заявлял к поставке российские или евразийские товары

Единый принцип применения: независимо от вида электронной процедуры, при присвоении порядкового номера заявке с предложением о поставке товара только российского происхождения ценовое предложение такого участника будет снижаться на 15 % (если в результате этого победителем электронной процедуры станет участник, предложивший к поставке российский товар, контракт будет заключен с ним без учета снижения ценового предложения)

Ситуация, когда участник предложил плату за право заключения контракта

Не предусматривалась

Если участник подаст предложение о размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, то будет производиться увеличение ценового предложения этого участника закупки на 15 % для целей сопоставления с заявками, в которых предлагаются к поставке иностранные товары

Предоставление преимущества в отношении товаров, поставляемых при выполнении работ и оказании услуг

Не предусматривалось

Предусматривается

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Только конкурс, аукцион и запрос котировок (но не закупка «с полки» по ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

Любые конкурентные процедуры (в т. ч. закрытые конкурсы и аукционы), а также закупка «с полки»

Изменение страны происхождения товара на государство, не являющееся членом ЕАЭС, при исполнении контракта

Не допускалось в любом случае, когда контракт был заключен на поставку товаров, указанных в приложениях к Приказу № 126н

Не допускается, если заключенный контракт предусматривает поставку товара российского происхождения

5. Упразднена ст. 30.1 Закона № 44-ФЗ. Это значит, что минимальная обязательная доля закупок российских товаров при осуществлении закупок с ограничениями допуска иностранных ТРУ более не предусматривается. Вместе с тем обязанность отчитываться о закупках российских товаров распространяется на весь объем осуществляемых заказчиком закупок ТРУ: независимо от способа закупки, от того, применялись ли при ее осуществлении запрет, ограничение или преимущество, и даже от размещения сведений об осуществленных закупках в реестре контрактов в ЕИС.

Заказчики должны будут размещать в ЕИС отчет об объеме закупок российских ТРУ по итогам года до 1 февраля года, следующего за отчетным годом. Отчет будет формироваться путем обработки информации, содержащейся в ЕИС, включенной в реестр контрактов, а также путем указания заказчиком информации об объеме закупок, сведения о которых в ЕИС не размещаются. При этом за 2024 год нужно будет отчитаться о достижении минимальной обязательной доли закупок российских товаров по ранее действовавшим правилам.

6. С 1 января 2025 г. при закупке товаров, в отношении которых устанавливаются запрет, ограничение или преимущество, заказчики обязаны указывать в описании объекта закупки характеристики товара российского происхождения.

7. Правительство РФ получило право установить особенности определения НМЦК, ЦКЕП для целей осуществления закупок ТРУ, в отношении которых установлены запрет, ограничение или преимущество. С 1 января 2025 г. такие особенности установлены в отношении товаров, подпадающих под запрет или ограничение закупки иностранных товаров.

8. В ч. 9 ст. 14 Закона № 44-ФЗ определен единый перечень закупок, при осуществлении которых запрет, ограничение и преимущество не применяются (это закупки ряда силовых ведомств, производимые для выполнения особых задач, которые перед ними ставятся).

9. Появился еще один случай, когда заказчик обязан отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Согласно подп. «в» п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ это придется сделать, если вследствие реорганизации юридического лица, являющегося подрядчиком (исполнителем), его права и обязанности по контракту перейдут к вновь возникшему юридическому лицу, зарегистрированному на территории иностранного государства, в отношении которого установлены запрет, ограничение или преимущество.

Изменения, касающиеся закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

1. С 1 января 2025 г. вступила в силу ч. 14 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Эта норма наделяет заказчиков правом заключать контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с использованием ЕИС во всех случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, за исключением закупок по п. 4, 5, 23, 42, 44 и 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, для которых такая возможность появится только с 1 июля 2026 г.

При этом уже с 31 марта 2024 г. заказчики будут обязаны заключать с использованием ЕИС контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных п. 215, 6, 6.1, 11, 12, 54 и 55 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Заключение контракта с использованием ЕИС осуществляется в порядке, установленном п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (об особенностях применения этой нормы в 2025 г. рассказывается в следующем разделе настоящей статьи). При включении в реестр контрактов информации о контракте с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заключенном в указанном порядке, а также при исполнении такого контракта будут применяться положения Закона № 44-ФЗ о контрактах, заключаемых по результатам электронных процедур (в т. ч. в части электронного актирования).

В отношении контрактов, заключаемых по п. 1, 8, 22 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчикам предоставляется право указывать с использованием ЕИС в проекте контракта только его цену и идентификационный код закупки, тогда как в остальном проект контракта может в этих случаях формироваться без использования ЕИС.

2. С 1 января 2025 г. действие п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (т. е. право сторон изменять по своему соглашению любые существенные условия контракта без каких-либо ограничений, накладываемых Законом № 44-ФЗ) распространяется на п. 3, 21, 40, 41, 46, 52, 56, 59 и 62 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (в дополнение к прежним п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51).

Обновленный порядок заключения контракта по итогам «безрезультатной» закупки

В п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ установлен порядок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по итогам «безрезультатной» закупки.

Случаи, когда открытую электронную процедуру можно назвать «безрезультатной», перечислены в п. 3–6 ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ (не поступило ни одной заявки, все заявки были отклонены, все участники уклонились от заключения контракта или же заказчик отказался от заключения контракта с единственным участником, чья заявка была признана соответствующей). Для закрытых электронных процедур этот перечень также является базовым, с прибавлением к нему двух специфических случаев, указанных в п. 2 и 3 ч. 1 ст. 77 Закона № 44-ФЗ (если по окончании срока для подачи запросов о предоставлении документации о закупке не поступило ни одного запроса или если всем, кто направлял такие запросы, было решено отказать в предоставлении документации).

С 1 января до 30 июня 2025 г. включительно контракт с участником закупки может в указанных случаях заключаться без использования ЕИС и электронной площадки (в т. ч. специализированной электронной площадки в случае проведения закрытых электронных процедур).

При этом в течение 2025 г. заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке, установленном п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, будет осуществляться с учетом особенностей, установленных ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2024 № 484-ФЗ:

1) не будут применяться положения ч. 6 ст. 51 Закона № 44-ФЗ о признании участника закупки, не подписавшего поступивший от заказчика проект контракта, уклонившимся от заключения контракта;

2) при заключении контракта не ограничивается количество протоколов разногласий, которые могут быть сформированы, подписаны и размещены в ЕИС (в таких протоколах указываются положения проекта контракта, в отношении которых возникли разногласия);

3) обеим сторонам заключаемого контракта предоставляется право на отказ от его заключения (при этом заказчику в случае такого отказа нужно будет указать информацию об основании для отказа).

Данные особенности будут действовать не только при заключении контрактов по итогам «безрезультатных» конкурентных процедур, но и при заключении контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с учетом положений ч. 14 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Продлили на 2025 год действие ряда антикризисных норм

В табл. 2 перечислены части ст. 112 Закона № 44-ФЗ, действие которых продлили на 2025 год.

Номер части

Краткое содержание нормы

56

До 1 января 2026 г. предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и/или выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и/или капитальному ремонту объекта капитального строительства

63.1

До 1 января 2026 г. в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом контракта наряду с выполнением работ по строительству, реконструкции и/или капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.

65.1

Изменение любых существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2026 г., если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (изменение допускается при соблюдении ряда установленных законом требований)

65.2

До 31 декабря 2025 г. по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, предметом которого является поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов

72

До 31 декабря 2025 г. на некоторых заказчиков не распространяются ограничения в части предельного размера годового объема закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, составляющего 50 млн руб.

Иные изменения, вступившие в силу с 1 января 2025 г.

1. При определении доли закупок, подлежащих осуществлению у СМП, СОНКО, не нужно будет брать в расчет совокупного годового объема закупок закупки, осуществляемые в случаях, установленных Правительством РФ. Наиболее известный пример — постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 339 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления»18.

2. Расширили перечень случаев, когда содержание контракта может определяться без учета положений ч. 4–9, 11–13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ (т. н. «упрощенная форма контракта»). К тем случаям, которые были перечислены в ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ ранее, добавили ряд новых оснований для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а именно закупки по п. 9, 22, 33, 37 и 50 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

3. В ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ фраза «контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок» заменена более точной формулировкой, согласно которой «контракт может быть заключен в простой письменной форме в соответствии с положениями Гражданского кодекса».

4. Вступили в силу изменения, связанные с обновленным определением в ст. 15 Закона № 44-ФЗ круга заказчиков, применяющих при осуществлении закупок отдельные положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Теперь в ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ указано, что в случае осуществления юридическими лицами закупок за счет бюджетных средств, предоставленных с условием о соблюдении положений Закона № 44-ФЗ, должны применяться положения, касающиеся отношений, указанных в п. 2, 3, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ19. Закупки автономных учреждений за счет бюджетных средств, предоставленных на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, должны осуществляться с применением положений Закона № 44-ФЗ, регулирующих отношения, указанные в п. 1–3 и 5–7 ч. 1 Закона № 44-ФЗ.

Обязанность руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ, регулирующих отношения, указанные в п. 2–6 и 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ20, возложили также на акционерные общества, 100 % акций которых принадлежит субъекту РФ, при осуществлении закупок для целей исполнения контрактов, заключенных на основании п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

5. В течение 2025 г. закупка, по результатам которой контракт со встречными инвестиционными обязательствами заключается для обеспечения нужд двух и более заказчиков одного субъекта РФ и/или заказчиков муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ, может осуществляться путем проведения совместного электронного конкурса по правилам, изложенным в ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2024 № 484-ФЗ. Заказчики такой закупки определяются актом высшего исполнительного органа субъекта РФ.

См. подп. «б» п. 1 ч. 4, подп. «б» п. 1 ч. 5 ст. 14 Закона № 44-ФЗ.
Подп. «в» п. 1 ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ.
Размещен на странице: Реестр
См. подп. «х» п. 4 постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875.
Подп. «б» п. 1 ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ (нов. ред.).
Ранее такой принцип был реализован в постановлениях Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 и от 10.07.2019 № 878.
См. подп. «т» п. 4 постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875.
Подп. «б» п. 2 ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ.
См. письмо Минфина России от 10.06.2024 № 24-06-06/53522.
Ч. 5 ст. 14 Закона № 44-ФЗ (нов. ред.).
См. нов. ред. ч. 1.1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
См. подп. «в», «г» п. 7 ПП РФ № 1875.
Впрочем, в ПП РФ № 1875 перечень таких исключений гораздо шире. Будет рассмотрен в отдельной статье.
См. ч. 15 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ в ред. Федерального закона от 26.12.2024 № 484-ФЗ.
Кроме случая, когда в указе или распоряжении Президента России, постановлении или распоряжении Правительства РФ установлено условие о заключении контракта без использования ЕИС.
См. ч. 14 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ в ред. Федерального закона от26.12.2024 № 484-ФЗ.
См. ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ в ред. Закона № 318-ФЗ.
Ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ дополнена соответствующим пунктом 6.
С оговоркой о том, что положения ч. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ применяются исключительно в части контроля, предусмотренного ч. 3 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.
С оговоркой о том, что положения ч. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ применяются исключительно в части контроля, предусмотренного ч. 3 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.

ПЕРЕХОД В БЛОКИ: