Модуль 4. ОТ/Профпереподготовка. Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Модуль 4. Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Тема 4.1. Организация и проведение СОУТ: пошаговое руководство
Тема 4.2. Проведение СОУТ на предприятиях
Тема 4.3. Классификация СОУТ
Тема 4.4. Отчет по форме 1-т (условия труда)
Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это комплекс мероприятий для выявления вредных и опасных факторов на рабочем месте и оценки их воздействия на работника, с учетом отклонений от установленных нормативов и использования средств защиты (ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”).
Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (ст.214 Трудового кодекса РФ).
Приказом Минтруда РФ от 21.11.2023 N 817н регламентирована Методика проведения специальной оценки условий труда.
Что произошло?
В апреле 2025 года Министерство труда России утвердило ряд приказов, уточняющих особенности проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) для различных категорий работников.
1) Особенности проведения СОУТ для медиков
Приказом Минтруда России от 10.04.2025 № 197н утверждены новые особенности проведения спецоценки на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников, в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь, осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры, а также оказывающих медицинскую помощь лицам с психическими расстройствами.
Стоит отметить, что новый документ является переизданием действующих на данный момент особенностей проведения СОУТ. Изменения в содержании документа носят лишь уточняющий характер и направлены на его приведение в соответствие с действующим законодательством.
2) Особенности проведения СОУТ для работников, пребывающих в условиях повышенного давления газовой и воздушной среды
Приказом Минтруда России от 09.04.2025 № 192н утверждены новые особенности проведения спецоценки на рабочих местах, на которых предусматривается пребывание работников в условиях повышенного давления газовой и воздушной среды.
Новые особенности проведения СОУТ затронут рабочие места, на которых выполняются работы в барокамерах, включая рабочие места медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение водолазных работ.
3) Особенности проведения СОУТ для ряда рабочих мест
Минтруд утвердил обновленные особенности проведения специальной оценки условий труда для ряда рабочих мест, а именно:
– приказ Минтруда России от 08.04.2025 № 186н “Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта”;
– приказ Минтруда России от 08.04.2025 № 187н “Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений“;
– приказ Минтруда России от 09.04.2025 № 191н “Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работы”.
Отметим, что изменения в содержании вышеуказанных документов носят лишь редакторский и уточняющий характер, которые направлены на приведение их в соответствие с действующим законодательством.
4)Особенности проведения СОУТ на рабочих местах работников, занятых на подземных работах
Приказом Минтруда России от 10.04.2025 № 198н утверждены особенности проведения СОУТ на рабочих местах работников, занятых на подземных работах.
Так, к подземным работникам относятся работники, непосредственно осуществляющие добычу полезных ископаемых подземным способом, а также занятые на работах по строительству и эксплуатации подземных сооружений, а равно и на аварийно-спасательных работах в указанных сооружениях.
Новый документ является переизданием особенностей проведения СОУТ, действующих на данный момент. Изменения в содержании документа носят лишь уточняющий характер и направлены на его приведение в соответствие с действующим законодательством (например, старую методику проведения СОУТ заменили на новую).
5) Особенности проведения СОУТ для моряков
Приказом Минтруда России от 08.04.2025 № 189н утверждены новые особенности проведения СОУТ на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов.
Отметим, что изменения в документе носят лишь редакторский и уточняющий характер, которые направлены на приведение его в соответствие с действующим законодательством.
6) Особенности проведения СОУТ на рабочих местах работников культуры и творчества
Приказом Минтруда России от 08.04.2025 № 188н утверждены особенности проведения СОУТ на рабочих местах работников культуры и творчества. Перечень таких профессий и должностей утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2023 г. № 1777-р.
Отметим, что новый документ является переизданием особенностей проведения СОУТ, действующих на данный момент. Изменения в содержании документа носят лишь уточняющий характер и направлены на его приведение в соответствие с действующим законодательством (например, старую методику проведения СОУТ заменили на новую).
Все Приказы вступили в силу с 1 сентября 2025 года, а действующие на данный момент приказы Минтруда, регулирующие особенности проведения специальной оценки условий труда на вышеуказанных рабочих местах, утратили действие.
Результаты проведения специальной оценки условий труда
По результатам проведения спецоценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Класс (подкласс) определяет эксперт организации, проводящей спецоценку условий труда, по итогам ее проведения.
|
Для чего могут быть использованы результаты СОУТ? |
||
|
1. |
Разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников |
|
|
2. |
Информирование работников: |
|
|
|
2.1. |
Об условиях труда на рабочих местах |
|
|
2.2. |
О существующем риске повреждения их здоровья |
|
|
2.3. |
О мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов |
|
|
2.4. |
О гарантиях и компенсациях, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда |
|
3. |
Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты |
|
|
4. |
Оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты |
|
|
5. |
Осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах |
|
|
6. |
Организация обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров работников – в случаях, установленных законодательством РФ |
|
|
7. |
Установление работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ |
|
|
8. |
Установление дополнительного тарифа страховых взносов в СФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте |
|
|
9. |
Расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
|
|
10. |
Обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
|
|
11. |
Подготовки статистической отчетности об условиях труда |
|
|
12. |
Решение вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов |
|
|
13. |
Расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
|
|
14. |
Рассмотрение и урегулирование разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями |
|
|
15. |
Определение видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления – в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда |
|
|
16. |
Принятие решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников |
|
|
17. |
Оценка уровней профессиональных рисков |
|
|
18. |
Иные цели, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ |
|
Результаты проведения СОУТ могут применяться при условии, если сведения о них внесены в информационную систему учета.
Результаты проведения СОУТ, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут применяться со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
|
Наименование гарантий и компенсаций |
Вредные условия труда |
Опасные условия труда |
|||
|
Подкласс 3.1 |
Подкласс 3.2 |
Подкласс 3.3 |
Подкласс 3.4 |
||
|
Сокращенная продолжительность рабочей недели |
– |
– |
Не более 36 часов |
||
|
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск |
– |
Не менее 7 календарных дней |
|||
|
Повышенный размер оплаты труда |
Не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда |
||||
Минтруд России не уполномочен комментировать порядок проведения спецоценки условий труда у конкретного работодателя и не вправе вмешиваться и оказывать влияние на процедуры проведения спецоценки условий труда и ее результаты (письмо Минтруда России от 15.03.2018 N 15-1/ООГ-624).
Этапы проведения специальной оценки условий труда
СОУТ должна проводиться в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.11.2023 N 817н.
|
Организация проведения и подготовка к проведению СОУТ |
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов |
|
Декларирование соответствия условий труда |
Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов |
|
Оформление результатов СОУТ |
|
Алгоритм проведения СОУТ
Внимание!
Ниже представлена лишь краткая информация по проведению СОУТ.
|
Формирование комиссии по проведению СОУТ, состав и порядок деятельности которой должен быть утвержден приказом (распоряжением) работодателя |
||
|
Утверждение графика проведения СОУТ и перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест |
||
|
Заключение гражданско-правового договора с организацией, проводящей СОУТ. |
||
|
Идентификация экспертом организации, проводящей СОУТ, потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах. |
||
|
Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Форма и порядок подачи декларации утверждены приказом Минтруда России от 17.06.2021 N 406н |
Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов должны быть оформлены протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных производственных факторов |
|
|
Отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда экспертом организации, проводящей СОУТ |
||
|
Составление отчета о проведении СОУТ организацией, проводившей СОУТ. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 21.11.2023 N 817н |
||
|
Ознакомление работников с результатами проведения СОУТ на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ |
||
|
Уведомление в течение 3 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ организации, проводившей СОУТ, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, и направление в ее адрес копии утвержденного отчета о проведении СОУТ заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете о проведении СОУТ сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии отчета должно осуществляться с учетом требований законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне |
||
|
Размещение работодателем на своем официальном сайте в интернете (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ, в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ |
||
|
Уведомление СФР России о результатах СОУТ. Работодатель обязан сообщить в СФР сведения о результатах СОУТ (подп. 18 п. 2 ст. 17 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). Для этого заполните форму ЕФС-1 (ранее 4-ФСС), утв. приказом СФР от 17.11.2023 N 2281. |
||
Сроки проведения специальной оценки условий труда
|
Законом N 426-ФЗ предусмотрены следующие сроки |
|
|
Периодичность проведения СОУТ по общим правилам. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ в информационную систему учета, а в отношении результатов проведения СОУТ, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, – со дня утверждения отчета о проведении СОУТ |
|
|
Срок для проведения внеплановой СОУТ |
|
При проведении внеплановой и (или) повторной СОУТ необходимо присваивать рабочим местам индивидуальный номер, который должен полностью совпадать с первоначально указанным для данного рабочего места (письмо Минтруда России от 10.02.2020 N 15-4/ООГ-347)
Рабочие места, на которых проводится СОУТ
Рабочее место – место, в котором работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (часть 7 статьи 209 Трудового кодекса РФ).
|
СОУТ проводится на рабочих местах всех сотрудников, за исключением |
||
|
Надомников |
Дистанционных работников |
Работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП, или с работодателями – религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом |
|
Проведение СОУТ в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и о муниципальной службе |
||
О проведении спецоценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих см. письмо Минтруда России от 28.02.2018 N 15-1/В-573.
Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей” утвержден постановлением Правительства РФ от 14.10.2022 N 1830.
В перечень вошли, к примеру, следующие рабочие места:
– членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов;
– членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
– работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений;
– водолазов, а также работников, непосредственно осуществляющих кессонные работы;
– на которых предусматривается пребывание работников в условиях повышенного давления газовой и воздушной среды;
– работников, занятых на подземных работа и другие.
Минтруд обновил особенности проведения СОУТ для различных категорий работников
Минтрудом России разъяснены особенности проведения спецоценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий работников.
В письме Минтруда России от 08.06.2017 N 15-1/ООГ-1593 разъяснены особенности проведения спецоценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий работников.
Так, в письме содержатся следующие выводы:
1. Процедура проведения спецоценки условий труда (СОУТ) государственных гражданских и муниципальных служащих в настоящее время не предусмотрена.
2. Проведение СОУТ на рабочих местах сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, органов внутренних дел РФ, национальной гвардии РФ, которые проходят государственную правоохранительную службу, не требуется.
При этом отмечено, что вопросы предоставления социальных гарантий и организации условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей указанными сотрудниками, предусмотрены статьей 11 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
3. Проведение СОУТ на рабочих местах военнослужащих не предусмотрено.
4. Проведение СОУТ в отношении рабочих мест сотрудников таможенных органов не требуется.
Вместе с тем в письме указано, что статьями 34, 39 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ “О службе в таможенных органах Российской Федерации” сотрудникам таможенных органов, исполняющим свои должностные обязанности во вредных условиях, установлены сокращенная продолжительность служебного времени и дополнительный отпуск.
5. Особенности проведения СОУТ на рабочих местах работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, а также работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, не предусмотрены.
Данное обстоятельство обусловлено тем, что указанные работники изначально находятся в условиях возникновения непосредственной угрозы их жизни и здоровью. При этом вопросы установления класса (подкласса) условий труда рассматриваемой категории работников урегулированы положениями частей 9-11 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ВОПФ) – сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч.1 ст.10 Закона N 426-ФЗ).
Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ, а ее результаты подлежат утверждению комиссией по проведению СОУТ, формируемой работодателем в порядке, предусмотренном Законом N 426-ФЗ.
|
Идентификация включает в себя следующие этапы |
|
|
Выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников ВОПФ |
Сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором |
|
Принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений ВОПФ |
Оформление результатов идентификации |
Разработчиком МИ является акционерное общество “Клинский институт охраны и условий труда” (АО “КИОУТ”)
Политика (стратегия) в области охраны труда
|
Внеплановая СОУТ должна проводиться в следующих случаях |
|
|
Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест |
Получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными в ходе проведения проверки нарушениями требований Закона N 426-ФЗ или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных НПА РФ |
|
Изменение технологического процесса или замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия ВОПФ на работников |
Изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия ВОПФ на работников |
|
Изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия ВОПФ на работников |
Произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профзаболевание, причинами которых явилось воздействие на работника ВОПФ |
|
Наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов СОУТ, проведенной на его рабочем месте, представленных в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников |
|
|
При проведении внеплановой и (или) повторной СОУТ необходимо присваивать рабочим местам индивидуальный номер, который должен полностью совпадать с первоначально указанным для данного рабочего места (письмо Минтруда России от 10.02.2020 N 15-4/ООГ-347). |
|
Об учете результатов проведения спецоценки условий труда при изменении наименования работодателя и его реквизитов см. письмо Минтруда России от 21.05.2015 N 15-1/ООГ-2852. |
|
Как следует из письма Минтруда России от 02.11.2016 N 15-1/ООГ-3847, в качестве ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем не осуществлялся. |
|
Как следует из письма Минтруда России от 23.01.2017 N 15-1/ООГ-169, при перемещении рабочего места из одного помещения в другое работодатель заново его организует и вводит в эксплуатацию в новом помещении, то есть вводит в эксплуатацию новое рабочее место, что в соответствии со ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” влечет необходимость проведения внеплановой спецоценки условий труда в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. |
Протокол об отсутствии необходимости проведения внеплановой спецоценки условий труда.
Политика (стратегия) в области охраны труда
|
Организация, проводящая СОУТ, должна соответствовать ряду требований |
||
|
1. |
Проведение СОУТ – основной вид деятельности или один из видов деятельности организации, на что должно содержаться указание в уставных документах организации |
|
|
2. |
Наличие в организации не менее 5 экспертов: |
|
|
2.1. |
Работающих по трудовому договору |
|
|
2.2. |
Имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ |
|
|
Как минимум один эксперт должен иметь высшее образование по одной из специальностей – общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования |
||
|
3. |
Наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра): |
|
|
3.1. |
Аккредитованной Росаккредитацией |
|
|
3.2. |
Областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений ВОПФ, предусмотренных п.п.1-11 и 15-23 ч.3 ст.13 Закона N 426-ФЗ, с учетом требований, установленных ч.4 ст.12 Закона N 426-ФЗ |
|
Организация, допущенная к деятельности по проведению СОУТ, обязана передавать в Минтруд России следующую информацию в случаях:
1) сокращения в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации, с указанием исключенных из области аккредитации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, указанных в п.п.1–11 и 15–23 ч.3 ст.13 Закона N 426-ФЗ;
2) изменения состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ.
Указанная информация передается организацией, проводящей СОУТ, в течение 10 рабочих дней со дня наступления вышеприведенных случаев на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов. Минтруд России рассматривает поступившую информацию в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
В случае выявления фактов несоблюдения установленных требований деятельность организации, проводящей СОУТ, приостанавливается до момента устранения выявленных нарушений и представления в Минтруд России копий документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.
Как следует из Правил, организация считается допущенной к деятельности по проведению СОУТ с даты принятия Министерством труда и социальной защиты РФ решения о ее регистрации в реестре или о возобновлении деятельности организации, в случае если эта деятельность ранее приостанавливалась.
Полномочия по формированию и ведению реестра организаций, проводящих спецоценку условий труда, предоставлены Департаменту условий и охраны труда Минтруда России (приказ Минтруда России от 16.01.2015 N 20).
требования к экспертам
|
К трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей СОУТ, могут быть допущены лица |
|
|
Прошедшие аттестацию на право выполнения работ по СОУТ |
Имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ |
Административный регламент предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по аттестации на право выполнения работ по СОУТ, аннулированию такой аттестации утвержден приказом Минтруда России от 07.08.2023 N 645н.
Требования к лицам, претендующим на получение сертификата эксперта
|
Наличие высшего образования |
|
Наличие дополнительного профессионального образования в области оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа |
|
Наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее 3 лет |
Как следует из Правил, аттестация лица, претендующего на получение сертификата эксперта (заявителя), предусматривает рассмотрение представленных заявителем документов и проверку знаний заявителя (аттестационное испытание).
Перечень документов, которые заявитель должен представить, приведен в пункте 6 Правил.
Документы рассматриваются Министерством труда и социальной защиты РФ в течение 20 рабочих дней со дня их регистрации, после чего должно быть принято решение о допуске заявителя к аттестационному испытанию или об отказе в аттестации.
Основания для принятия решения об отказе в аттестации эксперта (п.10 Правил)
- Несоответствие заявителя предусмотренным требованиям
- Несоответствие документов, представленных заявителем, предусмотренным требованиям или их представление не в полном объеме
- Представление подложных документов или заведомо ложных сведений
О принятом решении заявитель должен быть уведомлен в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения посредством направления уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или направления документов в виде электронного документа.
Уведомление о допуске к аттестационному испытанию должно содержать (п.12 Правил)
- ФИО заявителя
- Информацию о дате, времени и месте проведения аттестационного испытания
- Логин и пароль доступа заявителя к системе тестирования
Заявитель проходит аттестационное испытание лично.
Тестирование проводится по тестовым вопросам, которые размещаются для ознакомления на официальном сайте Минтруда России и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Тестовые вопросы для проведения дистанционного тестирования лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
Изменения в тестовые вопросы для проведения дистанционного тестирования лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (аттестационное испытание), по состоянию на 29 ноября 2018 года.
При прохождении тестирования заявитель должен ответить на 40 тестовых вопросов, сформированных в системе тестирования, в течение 40 минут.
При наличии правильных ответов не менее чем на 36 тестовых вопросов принимается решение об удовлетворительном результате прохождения аттестационного испытания.
В случае неудовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания ему предоставляется право в течение 30 дней пройти повторное тестирование, но не более 2 раз.
Повторное тестирование должно проводиться не ранее чем через 7 дней с даты последнего тестирования заявителя.
В течение 15 рабочих дней со дня проведения аттестационного испытания Министерство труда и социальной защиты РФ должно
- Оформить сертификат эксперта
- Проинформировать заявителя об отказе в аттестации
Срок действия сертификата эксперта: 5 лет со дня его размещения в реестре (п.36 Правил).
- Назначения в отношении эксперта административного наказания в виде дисквалификации, вступившего в законную силу
- Установления факта представления экспертом для прохождения аттестации подложных документов или заведомо ложных сведений
- Установления факта разглашения конфиденциальных сведений, полученных при осуществлении профессиональной деятельности и составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну
Политика (стратегия) в области охраны труда
Государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда (ч.12 ст.209 Трудового кодекса РФ).
Государственная экспертиза проводится:
– федеральной инспекцией труда, которая осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (статья 353 ТК РФ);
– органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.
Политика (стратегия) в области охраны труда
Работодатели и сотрудники организаций должны соблюдать требования методики проведения СОУТ, чтобы избежать административных наказаний за нарушение порядка её проведения.
Согласно ч.2 ст.5.27.1. КоАП РФ за нарушение порядка проведения СОУТ или её непроведение предусмотрены следующие виды наказания:
– Предупреждение.
– Для должностных лиц: штраф от 5 до 10 тысяч рублей.
– Для предпринимателей без образования юрлица, социально ориентированных НКО и малых предприятий (включая микропредприятия в соответствии с ч.1 ст.4.1.2. КоАП РФ): штраф от 5 до 10 тысяч рублей.
– Для юридических лиц: штраф от 60 до 80 тысяч рублей.
Согласно ч.5 ст.5.27.1. КоАП РФ, если работодатель повторно нарушает порядок проведения СОУТ или не проводит её вовсе, то предусматриваются следующие наказания:
– Для должностных лиц: штраф от 30 до 40 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет.
– Для предпринимателей без образования юрлица, социально ориентированных НКО и малых предприятий (включая микропредприятия в соответствии с ч.1 ст.4.1.2. КоАП РФ): штраф от 30 до 40 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
– Для юридических лиц: штраф от 100 до 200 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.